Сельскохозяйственные агрегаты работают в далеко не комфортных условиях, поэтому за несколько сезонов быстро выходят из строя. Практически вся сельхозтехника советских времен выпуска в крупных сельхозпроизводствах уже не на ходу.
Республика Татарстан, занимающая 2,3% сельскохозяйственных угодий страны, произвела в прошлом году более 5% продукции сельского хозяйства Российской Федерации. В настоящем – 2015 году, республике предстоит засеять 1,7 миллионов гектаров, из них на зерновые, основные культуры, приходится более одного миллиона гектаров.
Тридцать предприятий Татарстана в преддверии посевного сезона начали и продолжают выпуск сельскохозяйственного оборудования и техники. Елабужский автозавод традиционно занимается производством знаменитых еще с советских времен тракторов «Беларус» по совместной российско-белорусской программе. Они неприхотливы в обслуживании и эксплуатации.
che-ela
ЕлАЗ уверенно удерживает свои позиции, ему традиционно принадлежит около трети рынка всех производимых в России тракторов марки МТЗ. Елабуга выпускает две марки тракторов – МТЗ «ЕлАЗ» и «Беларус».
Минский тракторный завод активно внедряет инновационные технологии. В рамках этих программ в прошлом году была запущена в серию модель тракторов с двигателями в 80-100 лошадиных сил, работающих на газодизеле. Три опытные единицы таких машин уже собраны на ЕлАЗе в цехе автотракторной техники. Работа на газовоем топливе актуальна не лишь в плане поддержания экологии. Основным топливным компонентом для двигателей является сжиженный природный газ, но они также способны работать и на традиционных для сельхозтехники видах топлива.
Сельхозмашины на газодизельном топливе экологичны, экономичны, показывают меньшие затраты на техобслуживание, дольше работают без дозаправки, что увеличивает их время нахождения в поле.
Не только строим новое, но и ремонтируем старое
На сегодняшний день производством сельхозтехники занимаются следующие производители Татарстана: «Агромашхолдинг», «Агро-Альянс», СП «Унибокс», «Казансельмаш», «Ютекс» и другие компании.
Естественно, сельхозпроизводители рассчитывают не только на новую технику. Производится и ремонт уже имеющейся в наличии. Как сообщил начальник отдела инженерно-технического обеспечения Агропромышленного комплекса Министерства сельхозпрода Р. Шакуров – на сегодняшний день АПК Татарстана обеспечены тракторами в целом на 60%. Техника достаточно изношена, и даже в случае ее полноценного ремонта не сможет обеспечить полноценный весенний сев.
С прошлого года в Татарстане, как сообщил заместитель премьер-министра АРТ министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Ахметов, работает программа закупки предприятиями сельскохозяйственного сектора новой техники. Она предусматривает компенсацию правительством РФ примерно от трети до половины стоимости.
Государство в помощь
Новая программа рассчитана на три года. Ею предусмотрена компенсация сельхозпроизводителям около 40% средств, израсходованных на приобретение сельхозтехники. Это приблизительно два миллиарда рублей в год. Остальное заплатят сами сельхозпроизводители.
Производится и нелимитированное федеральное субсидирование покупки новой техники, которая работает на газомоторном топливе. В Татарстане насчитывается 15 тысяч тракторов, около 4,5 тысяч комбайнов, 5 тысяч грузовых автомобилей. Возраст этой техники в большинстве своем превышает десять лет, а потому она требует обновления. Условия покупки новой техники и ее лизинга доступные. Татарстан в этом вопросе тесно ведет сотрудничество с Росагролизингом.
Но сотрудничество не ограничивается только предприятиями России. Главное не количество сельхозтехники, но ее качество. Короткий сезон посадки культур, сбора урожая, скорость проведения сельхозработ определяют эффективность сельского хозяйства страны.
Одним из лидеров в модернизации сельскохозяйственной техники в Татарстане, внедряющей экономию сырья и сокращающей время производства продукции, проявила себя компания «Агромашхолдинг». Она представила в этом сезоне линейку пропашных модернизированных тракторов, выпускаемых на гусеничном ходу – как на металлических, так и на резиновых гусеницах мощностью до 315 лошадиных сил.
Российские иностранцы
Производят теперь в Татарстане и тракторы марки «Нью-Холанд». Ранее их приобретали за рубежом, но сегодня сборку освоили в Набережных Челнах. Совместное предприятие с «КамАЗом» – «СиЭнЭйч-КамАЗ индустрия», единственное в России, выпускающее технику этой марки, одно из немногочисленных предприятий, чье производство выросло. Доля отечественных комплектующих в модели такова, что трактора считаются техникой российского производства. Это позволяет экономить на таможенных пошлинах.
Другое сотрудничеством татарстанских производителей – белорусскими партнерами. Минский тракторный завод является одним из крупнейших в мире производителем тракторов. Большая часть тракторного парка бывших республик СССР до сих пор является его продукцией. МТЗ выпускает тракторы в широком диапазоне мощностей от 5 до 355 лошадиных сил. При этом производство не ограничивается сельхозмашинами. Трактора с навесным оборудованием выпускают и для лесного, коммунального, дорожного, строительного хозяйств. На фоне кризиса, связанного с обвалом рубля, наличие в регионе предприятий, на продукцию которых остается устойчивый спрос, особенно приятно.
«Беларусы», произведенные в Татарстане, считаются техникой российского производства, поскольку после передачи технологий производства комплектующих решился вопрос и их локализации. Более 50% их теперь выпускает в России, преимущественно в Татарстане, что способствует занятости населения и внедрению новых технологий.